Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 1.2. Инструментарий исследования конфликта

Типологии конфликтов многообразны и зависят от критериев, которые закладываются в основу типологии. Они могут в значительной степени перекрываться. Приведем наиболее перспективные варианты типологии.

  1. Интегративный - разрушительный (или конструктивный - деструктивный) конфликт (критерий - последствия).
  2. Реальный - невротический конфликт (критерий - причина).
  3. Конфликт интересов - когнитивный (по поводу мнений) конфликт (критерий - причина).
  4. Борьба, дебаты, игра (критерий - представления субъектов об оптимальном исходе).
  5. Полностью неструктурированные, частично структурированные, полностью структурированные (нормативные), революционные (критерий - динамика и характер протекания) (Ф.Брикман).

Более развернутые типологии по целям, задачам и внутренней политико-психологической природе их.

А. Конфликт как стратегия и способ достижения некоторых реальных, рациональных, объективно измеримых целей (права, территории, привилегии и т.п.).

А1. Прямое, открытое противоборство.

А2. Неявное, но осознанное противоборство.

А3. Тщательно маскируемое противоборство.

Б. Конфликт как самоцель - когда преследуются цели идеологического и/или политико-психологического происхождения и порядка. Б1. Конфликтное поведение как способ и средство самоидентификации.

Б 2. Конфликтное поведение как следствие неосознаваемой потребности в компенсации каких-то мощных общественно-психологических комплексов (поражений, провалов, чувства “исторического неудачника”).

Б 3.Конфликтное поведение как следствие избранного типа и содержания социально-исторической роли (борец за веру, революционер, Великая держава).

В. Статусные конфликты - промежуточные между А и Б, совмещают их черты (статус – величина, зачастую измеримая (пример: суверенитет), а мотивы к его достижению нередко носят иррациональный характер).

Типология конфликтов М.Дойча

    1. Истинный конфликт (объективно существует и адекватно воспринимается субъектами).
    2. Случайный конфликт (возникает в результате набора неосознаваемых сторонами обстоятельств).
    3. ”Подмененный” конфликт (борьба по “неверному” поводу, когда существует конфликт-манифест и конфликт-основа).
    4. Безатрибутивный конфликт (неподлинные участники и неподлинные, вследствие этого, причины конфликта. Пример: при дефиците рабочих мест белые и черные рабочие считают врагами друг друга, а не работодателей или власти).
    5. Латентный конфликт (конфликт “должен” возникнуть, но не возникает; он подменен, подавлен, безатрибутивен или не существует психологически).
    6. Фальшивый конфликт (конфликт возникает при отсутствии конфликтной ситуации; в основе - неверное восприятие или понимание. Этот конфликт может породить новые мотивы, которые превратят его в истинный).

Позитивные функции конфликта по Г.Зиммелю (1955) и Л.Козеру (1956)

Конфликт: 1) предотвращает стагнацию; 2) стимулирует интерес и любопытство; 3) служит основой социальных и персональных изменений; 4) помогает усвоить проблемы и найти путь их решения; 5) помогает совершенствовать структуру, устраняя источники трений; 6) вдыхает новую жизнь в существующие нормы или создает новые (внутригрупповой конфликт).

Для того чтобы конфликт состоялся, необходимо потиворечие, нарастание конфликтности, конфликтная ситуация, конфликтные личности (общности) и инцидент.

Динамика конфликта описывается с помощью понятий “стадия конфликта” и “фаза конфликта”. Выделяют три стадии.

  1. Предконфликтная (зарождение противоречия, накопление конфликтности, формирование конфликтной ситуации).
  2. Поведенческая (развитие событий от инцидента до разрешения конфликта, то есть собственно конфликтное взаимодействие субъектов конфликта).
  3. Постконфликтная (“инерция” самого конфликта или его разрешения: адаптация бывших субъектов конфликта к вновь возникшей ситуации, перестройка поведения окружающих и т.п.). До начала поведенческой стадии конфликта теоретически еще можно избежать. Именно поведенческая стадия делится на фазы конфликта. “Стандартного” набора фаз нет и не может быть. С помощью этого понятия описываются все изменения в характере, масштабах, интенсивности взаимодействия субъектов. Серьезное изменение одного или всех названных параметров может служить поводом к выделению очередной фазы. Это понятие позволяет отследить реальное развитие конфликтного процесса, что имеет определяющее значение в деле анализа и разрешения конфликтов.
Hosted by uCoz