Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 2.1. Конфликт: проблемы, “переменные”, способы воздействия

Проблемы, лежащие в основе конфликтов, делятся на содержательные, эмоциональные и псевдосодержательные. В основе эмоциональных проблем лежат пять фундаментальных потребностей человека: 1) проблема власти (потребность управлять, влиять, иметь определенный статус); 2) проблема одобрения (желание нравиться); 3) проблема включенности (потребность быть принятым в социальную группу); 4) проблема справедливости (потребность в беспристрастном отношении); 5) проблема идентичности (потребность в автономии, самоутверждении, положительной самооценке, утверждении личностных ценностей).

Проблемы являются содержательными в той степени, в какой они отражают объективные, рациональные интересы. Они являются псевдосодержательными в той степени, в которой они служат для удовлетворения индивидуальных потребностей, связанных с эмоциональными проблемами. То есть псевдосодержательные проблемы - это эмоциональные, скрытые под маской содержательных (“энергия гнева”).

Любой конфликт включает как содержательные, так и эмоциональные проблемы, чем и объясняется его двойственная, объективно-субъективная природа.

“Переменные” конфликта (какая информация необходима, чтобы адекватно разрешить конфликт; М.Дойч, 1973 г.):

  1. Характеристика субъектов конфликта (их ценностные установки и мотивации, устремления и цели, психологический, интеллектуальный и социальный ресурс для ведения и разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики; их представления о победе и поражении; являются ли они равными или неравными (пример: ребенок - взрослый); происходит ли конфликт между двумя целыми, частью и целым, частями целого (пример: центральное правительство - область).
  2. Предыстория взаимоотношений субъектов конфликта (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая представления о том, что другая сторона полагает о них самих, степень полярности взглядов в системе “хорошо - плохо”).
  3. Природа того, что привело к конфликту (его определение, границы, жесткость, периодичность, мотивационная ценность).
  4. Социальная среда, в которой возник конфликт (институты, учреждения, привычный уровень поощрения или сдерживания).
  5. Стороны, заинтересованные в разрешении конфликта (их характеристики, их отношение к субъектам конфликта и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта).
  6. Применяемые субъектами конфликта стратегия и тактика.
  7. Возможные результаты конфликта для его субъектов и заинтересованных сторон (выгоды или потери, долгосрочные перспективы, репутация, безопасность).

Индикаторами конфликта могут выступать различные явления и процессы в зависимости от типа конфликта. Для конфликта в обществе (социального) назовем следующие: радикальная ломка ценностей (например, модернизация общества всегда сопровождается не просто значительными, но крайне ожесточенными конфликтами); возможность реализации притязаний (если у больших групп людей нет возможности самореализоваться, можно ожидать конфликтов в тех или иных формах).

Разрешение конфликтов осуществляется: а) через изменение объективной ситуации; б) через субъективный психологический процесс, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у конфликтующих сторон.

Возможно частичное или полное разрешение конфликта. При втором образ врага трансформируется в образ партнера, при первом изменяется внешнее конфликтное поведение, но сохраняется установка на продолжение противоборства.

Условия успешного разрешения конфликтов:

  1. своевременный и точный диагноз, анализ динамики;
  2. формирование обоюдной заинтересованности в разрешении конфликта на основе признания интересов друг друга;
  3. совместный поиск вариантов решения.

В соответствии с двойственной природой конфликта, воздействовать на него можно по разным направлениям: инженерному (для разрешения конфликта нужна достройка организационных структур в сфере деятельности или в мышлении конкретных субъектов), гуманитарному (делается упор на активное сближение субъектов конфликта на основе широкого использования посредников, проведения всесторонних консультаций и экспертиз) и управленческому (постановка перед конфликтующими таких специфических задач, которые бы сближали их позиции, позволяя при этом достигать собственных целей). Эти подходы особенно характерны для сферы государственно-административного управления.

Возможная последовательность действий при разрешении конфликта:

  1. Институционализация (установление единых стандартов поведения субъектов, что облегчает контроль за развитием конфликта).
  2. Легитимизация (узаконение, в том числе государственно-нормативное, взаимодействия субъектов).
  3. Структурирование конфликтующих групп (выделение ключевых фигур, излагающих позиции субъектов конфликта).
  4. Редукция (последовательное поэтапное разрешение конфликта на базе общих целей или ценностей).
Визион продукция в ижевске .
Hosted by uCoz