Т1. Концепция информационного общества.

 

Цель:

В этой теме Вы узнаете об основных процессах происходящий в мировом сообществе, связанных с появлением нового ресурса – информации, о том, что предпринимает наше государство, для того чтобы войти в единое мировое информационное пространство, и поймете почему необходимо изучать теоретические и практические основы работы с информационными технологиями.

§1.1. Процесс информатизации общества.

В своём развитии человечество прошло путь длиною в несколько десятков тысячелетий. Большую часть исторического пути люди имели дело с материальными объектами.
Всё это время человек учился преобразовывать энергию и материальные объекты в информационные технологии путем регистрации и накопления информационных образов.

 

 

Началом развития информационных технологий можно считать пещерную и наскальную живопись, счёт, появление искусства, письменности.
Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

В древности информационная технология заключалась в передаче знаний устно по наследству. Появились хранители знаний - жрецы, духовенство. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс.
Уровень технологии обработки данных был ручной, производство ремесленным, уникальным, мелкосерийным.

Появление первого печатного станка и книгопечатанья (1445 г) произвело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет. Знания стали тиражироваться. Они уже могли влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио.

 

 

Если до конца XIX века примерно 95% трудового населения работало в сфере материального производства и только 5%-в сфере обработки информации, то к середине XX столетия примерно 30% трудового населения развитых стран занималось обработкой информации.

1946 год — начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования.
Процесс записи ранее формализованных профессиональных знаний в готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы форме получил название программирования ЭВМ.
Совокупность научных методов и технологических приемов ориентированных на обработку данных с помощью ЭВМ, стали называть информатикой.
Появились наукоёмкие изделия, в себестоимости которых научные исследования составляли до 5%, а в производстве ЭВМ — 10%-20%. И хотя производство стало крупносерийным, изделия стандартизировались, темпы роста производства увеличивались, но номенклатура выпускаемых изделий росла медленно.

 

 

Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатывались автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы управления проектированием (АСУП), автоматизированные системы обработки данных (АСОД) и другие.

В конце 70-х годов был сконструирован персональный компьютер (ПК).
Персональный компьютер — это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Отсюда критерий - создание информационных технологий (ИТ) для формализации знаний, цель - проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Широкое распространение в настоящее время получили автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы (ЭС), базы знаний, локальные и глобальные вычислительные сети, гибкие производственные системы, распределенная обработка данных и т.д.

 

 

Появление персонального компьютера произвело информационную революцию.
За дисплей ЭВМ сел непрограммист. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы.

Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания в наукоёмких изделиях на базе персональных компьютеров составляют приблизительно 70% себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации — 60%-90% трудового населения развитых стран.

Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент.
Игровой компонент персонального компьютера - это стимулятор общества, педагогический прием, жанр искусства. Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий. Знание стало силой.

 

 

Последнее десятилетие отмечено разработкой информационных технологий для автоформализации с целью информатизации общества.
Появились портативные ЭВМ не уступающие по мощности большим, графические операционные системы и новые технологии: объектно-ориентированные, гипертекст, мультимедиа, CASE-технологии.

Если раньше пользователь покупал отдельно ЭВМ и программное обеспечение, то разнообразие ПК и операционных сред для них потребовало ввода новых понятий: информационная технология и платформа.

Информационная технология — умение правильно работать с информацией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приемов. Платформа - тип ПК (PC, Macintosh, Atary, Sincler и т.д.) и операционной среды (Windows, OS/2, MS DOS и т.д.), на которых может быть установлен данный программный продукт. Например Excel не будет работать в среде MS-DOS, а Windows - на процессоре 286. Пользователь покупает информационную технологию, ориентированную на имеющуюся у него платформу.

 

 

Телекоммуникация становится средством общения между людьми. Информация становится стратегическим ресурсом.
Внедряются дистанционное обучение, автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий. Проектируются геоинформационные системы по управлению природными богатствами, экологией, информационной политикой правительств. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации « от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ РГ 95-39)

 

 

Одной из целей процесса информатизации является повышение информационной культуры граждан.

Положительными сторонами процесса информатизации являются:

Отрицательными сторонами процесса информатизации являются:

 

 

Философы-футуристы утверждают, что мы от индустриального общества переходим в постиндустриальное информационное общество.
Информационно-компьютерные технологии проникли практически во все сферы социально-экономической деятельности. Сегодня уже на лицо структурные изменения в экономике, изменения процессов и характера труда, заметны социальные последствия компьютеризации.

Например, уже сейчас в США 80 % работающих имеют дело с информацией, а не с веществом и энергией, и эта тенденция будет продолжаться.
В индустриально развитых странах, например, в Японии, уже сегодня на 1 работающего руками приходится более 10 человек, работающего головой. Поэтому в той же Японии ставится вопрос о переходе к всеобщему высшему образованию, а в ряде стран - о свободном планировании рабочей недели.

 

 

Показателем научно-технической мощи страны является внешнеторговый баланс профессиональных знаний.
Реализуется он рынком лицензий производственных процессов, «ноу-хау» и консультациями по применению наукоемких изделий.
Эволюция мирового рынка дает преимущества стране, передающей наукоемкие изделия, включающие новые технологии и современные профессиональные знания. Идет торговля невидимым продуктом: знаниями, культурой, происходит навязывание стереотипа поведения.

Наша страна к сожалению пока отстает от развитых стран в информатизации и автоматизации более чем на 7 лет в среднем.

 

Hosted by uCoz