§2.4.5. Территориальные АИС управления.

 

В различных регионах России ведутся работы по созданию различных территориальных информационных систем различного назначения градостроительных, геоинформационных, экологических и т.д. При этом в качестве приоритетных направлений признается информатизация процессов управления и реализации экономических реформ в регионе.

В условиях становления и развития рыночных экономических отношений органы власти должны владеть возможно более полной информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности органа управления соответствующего уровня и основных ресурсных фондов на территории административного образования (административное образование в России - поселок, район города, город, административный район, область, республика, государство в целом).
При этом требуемые при принятии и реализации управленческих решений достоверность данных, их постоянная обновляемость, оперативность получения данных, их обработки, наглядного отображения и анализа могут быть обеспечены с наибольшей эффективностью только в территориальных автоматизированной системах управления.

 

 

Территориальная автоматизированная система управления – это комплексная интегрированная автоматизированная информационная система, предназначенная для информационно-аналитической поддержки органов управления на территории и обеспечения конституционных прав граждан и организаций на информацию.

Полная ТАСУ должна включать 5 основных технологических компонентов для разработки ее программно-технологического обеспечения:

Такая система создается как децентрализованная совокупность данных, связанных общностью, прежде всего, базового слоя «Территория» геоинформационной системы, а также общей телекоммуникационной и комплексирующей средой, общей системой информационно-аналитического обслуживания и общими автоматизированными технологиями ведения банков данных.

Ведущий принцип архитектурного построения системы - максимально распределенная обработка информации и интеграция на взаимовыгодных условиях.

 

 

Выход в глобальные информационные сети.

Рисунок 27. Концептуальная схема архитектуры информационной системы.

Сформулируем ряд требования к созданию территориальных автоматизированных систем управления (ТАСУ).

  1. Состав и структура ТАСУ должны соответствовать структуре генеральной схемы управления областью методам и моделям подготовки и принятия управленческих решений в рамках генеральной схемы.
  2. Информационная и программно-техническая база ТАСУ должны быть реализованы в виде межведомственного распределенного вычислительного комплекса коллективного пользования, физическая и логическая структура которого должна адекватно отражаться структурой генеральной схемы управления.
  3.  

     

  4. Обеспечивающие части различных АСУ должны не только реализовывать «собственные» функциональные задачи объектов управления , но и обеспечивать в автономном режиме решение межведомственных задач управления.
  5. Организационное построение ТАСУ должно соответствовать административно-территориальной структуре области.
  6. Проектирование математического и организационного обеспечения АСУ должно основываться на единых принципах декомпозиции систем управления иерархия построения математических моделей должна соответствовать иерархии генеральной системы управления.
  7. При автоматизации функций управления для любого объекта любого уровня должны быть реализованы все этапы жизненного цикла управленческого решения), связанного с управлением всеми фазами жизненного цикла конечных продуктов системы.

Полная ТАСУ бывает крайне редко – это дело будущего. Современные ТАСУ реализуют отдельные задачи в управлении территориями.

 

 

По решаемым задачам ТАСУ подразделяются:

  1. Базы данных правовой информации. Наиболее типизированы и интенсивно распространяются на сугубо коммерческой основе. Эти системы ориентированны на разработку проектов новых законов, а также разрабатываются базы данных по «прецедентам» в судебной и арбитражной практике.
  2. Геоинформационные системы. Это самый сложный и дорогостоящий элемент: помогает создавать и описывать схемы производственно-технологических, коммерческих, жилых площадей и пространств; транспортные и прочие коммуникации; кабели; трубопроводы; водопроводы и канализационные трассы; теплосети; торговая и складская сеть, линии электро-, радио- и прочей связи. Для практического использования достаточно решены вопросы оцифровывания двумерных изображений. Первостепенное значение для административного коммерческого контроля представляет возможность создания земельных кадастров и карт использования жилого и производственного фондов, а также экологического загрязнения или других проблемных регистров, осложняющих социально-политическую или другую обстановку в регионе.
  3.  

     

  4. Автоматизация делопроизводства и автоматизированный офис. Решены проблемы хранения и использования различных документов с разнообразными структурами данных. Разрабатываются и внедряются автоматизированные системы контроля исполнения поручений. К этому же типу относятся различные редакторы, календари, планировщики мероприятий, системы управления проектами, которые позволяют обеспечить быструю автоматизированную работу с ранее бесконечным количеством бумаг, записок, памяток, меморандумов. А также решена одна из самых главных задач своевременного управления и принятия решений на основе данных частичная или полная замена компьютером секретарских функций.
  5. Банки данных по хранению и использованию новостной информации, автоматизированные системы для кадров, бухгалтерии и пр.
  6. Автоматизированные системы обработки содержания дискуссий, обсуждений с процедурами голосования или без них. Системы прогнозирования результатов голосования.

 

 

Также ТАСУ можно подразделить по охватываемой территории:

  1. автоматизированная система управления городским районом;
  2. автоматизированная система управления городом;
  3. автоматизированная система управления административным районом;
  4. автоматизированная система управления областью;
  5. автоматизированная система управления республикой,
  6. общегосударственная АС сбора и обработки информации.

В 1991-96 гг. были разработаны комплексные программы информатизации системы территориального управления отдельных регионов России Татарстана, Чувашии, Нижегородской, Тверской, Ярославской, Ульяновской и др. областей, большие работы ведутся в Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях….
Их авторы пытались учесть, с одной стороны, значительные перемены в хозяйственном механизме и организационной структуре управления регионов, а с другой современный уровень развития информационных технологий, телекоммуникационных средств, существующие заделы в плане организационного, методического, программного, технического обеспечения процессов информатизации.

 

 

Резюме: Из этого параграфа Вы узнали, что представляет собой процесс управления, система управления, автоматизированная система, узнали каким образом с помощью автоматизированных систем и технологий можно поддержать труд управленца и особенно специалиста в области государственного и муниципального управления.

Резюме по Т2:

И так во второй теме Вы узнали все необходимые теоретические понятия, методы и средства работы с информационными технологиями. Теперь Вы готовы перейти к изучению практической части дисциплины.

Вопросы

1. Что понимается под автоматизированной информационной технологией, автоматизированной информационной системой, автоматизированным рабочим местом, информацией и какова взаимосвязь этих компонентов теории информатики?
2. Каковы принципы создания и классификация автоматизированного рабочего места?
3. Каковы свойства и структура системы управления?
4. Каковы этапы принятия решения и возможность их автоматизации?
5. Каковы жизненный цикл и этапы создания АИТ и АИС?
6. Назначение и структура территориальной автоматизированной системы управления?
7. Каковы требования, предъявляемые к созданию ТАСУ и их классификация?

  Для вас септик тритон не составит большого труда.

Hosted by uCoz