2.2. Нормативно-правовая база кадрового обеспечения в государственном и муниципальном управлении
Оптимизации условий и совершенствованию механизмов кадрового обеспечения государственного и муниципального управления благоприятствует создание новой нормативно-правовой базы - совокупности норм права, стандартов и регламентов по регулированию приема, оценки, профессионального и должностного развития кадров.
Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип равного доступа граждан к государственной службе (ст.32). Укреплению законодательной основы этой работы способствовало принятие Федеральных законов "Об основах государственной службы Российской Федерации" (31 июля 1995 г.) и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (8 января 1998 г.).
К настоящему времени в основном создана федеральная государственная служба - региональная и муниципальная служба находится в процессе формирования. Для решения и координации вопросов госслужбы и ее кадрового обеспечения создан Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ (декабрь 1996 г.), а в ряде субъектов РФ – советы по работе с кадрами.
В соответствии с законом "О государственной службе Российской Федерации" узловым пунктом ее прохождения является прием на работу путем конкурса, назначения, заключения договора (контракта). Для граждан, впервые назначенных на государственные должности, предусмотрен испытательный срок от трех до шести месяцев, определены квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности и уровню знаний законодательства применительно к исполнению должностных обязанностей (ст.6, 21, 22). Введены ограничения, связанные с государственной службой (ст.11). Госслужащие не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой); быть депутатом законодательного или представительного органа; заниматься предпринимательской деятельностью; представлять в государственном органе интересы третьих лиц в качестве поверенного; получать гонорары, вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в заграничные командировки за счет этих лиц; принимать без разрешения Президента РФ награды; использовать свое служебное положение в интересах политических партий; принимать участие в забастовках и др. Эти ограничения отражают тот факт, что государственная служба – особый правовой институт, который не может регулироваться только нормами трудового права. Подобные требования нашли отражение и в законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (ст.3, 5, 11).
Указом Президента РФ утверждено "Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной службы" (29 апреля 1996 г.), предусматривающее конкурс-испытание и конкурс документов на замещение ряда должностей.
В федеральном законодательстве государственные должности ранжированы по категориям (“А”, ”Б” и “В”) и группам (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) на основе принципов иерархии и системности, различий в характере и объеме полномочий (см. схему 1). В соответствующем реестре содержатся сведения об их наименовании, распределении по категориям и группам, типовых характеристиках и квалификационных требованиях. Это создает условия для более эффективного управления персоналом, прежде всего по вертикальному и горизонтальному передвижению кадров, обеспечению их должностного и профессионального роста.
Новым явлением в кадровом обеспечении госслужбы стало установление классных чинов госслужащих (званий, присваиваемых в связи с занимаемой должностью и уровнем профессионализма). Законодательством предусмотрены следующие классные чины: действительный государственный советник РФ, государственный советник РФ, государственный советник, советник государственной службы, референт государственной службы. В рамках чина могут присваиваться квалификационные разряды – 1, 2, 3 класса (см. табл. 1). При этом первые два чина присваиваются Президентом РФ, чин государственного советника – Правительством РФ, остальные – соответствующим государственным органом.
Неотъемлемой частью нормативно-правовой базы управления процессом прохождения службы является "Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего" (9 марта 1996 г.), отражающее тот факт, что аттестация - юридическая обязанность государственных служащих проходить в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку их профессиональных и личностных качеств.
Нормативное регулирование этой работы требует дальнейшего совершенствования.