Цель:
Из этой темы вы узнаете основные теоретические понятия и положения дисциплины, без которых сложно освоить следующие темы.
Научитесь различать компоненты информационных технологий и их типы; структурировать, классифицировать и кодировать экономическую информацию для дальнейшей ее машинной обработки, проектировать базы данных, автоматизированные информационные технологии и системы поддержки управленческого труда.
А также получите необходимые сведения для самостоятельного ориентирования на рынке технических и программных средств, которые могут понадобиться Вам в вашей профессиональной деятельности.
Предметом изучения данной дисциплины являются автоматизированные информационные технологии (АИТ) и соприкасающиеся с ней компоненты науки информатика: информация, автоматизированные рабочие места (АРМ), автоматизированные информационные системы (АИС).
Эти понятия находятся во взаимосвязи друг с другом.
В АИТ поступает информация, перерабатывается, и полученные результаты также представляются в виде информации. Конкретные АИТ располагаются на АРМах конкретных специалистов. АРМ может в себя включать одну АИТ или несколько, а также часть АИТ и выступать в качестве рабочего места по выполнению отдельной функции данной технологии, в месте с другими АРМ выполняя функцию целиком.
Вся совокупность АИТ, АРМ и информационных потоков конкретного предприятия, учреждения или организации составляют АИС этой организационно-хозяйственной структуры (рисунок 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь информации, АИТ, АРМ и АИС.
Цель:
В этом параграфе Вы узнаете что же такое представляют собой автоматизированные информационные технологии, какую структуру и классы они имеют. А так же узнаете что такое персональные и суперкомпьютеры, локальные, корпоративные и глобальные вычислительные сети, какие виды оргтехники бывают, что такое системное и прикладные программное обеспечение, и как все эти понятия взаимосвязаны с АИТ.
Под автоматизированной информационной технологией (АИТ) понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.
АИТ имеет определенную структуру и классифицируется по ряду признаков.
Конкретная автоматизированная информационная технология для своей реализации предполагает наличие трех компонент (рисунок 2):
Автоматизированная информационная технология |
|
|
|
---|---|---|
В составе комплекса технических средств обеспечения информационных технологий выделяют (рис. 3) :
Технические средства информационных технологий |
|
|
|
---|---|---|
Рис.3. Классификация технических средств информационных технологий.
Современные средства компьютерной техники могут быть классифицированы следующим образом (рис.4):
Средства вычислительной техники | ||
---|---|---|
|
|
|
Персональные компьютеры | Корпоративные компьютеры | Суперкомпьютеры |
Рисунок 4. Классификация средств вычислительной техники.
Персональные компьютеры.
Одно из основных средств вычислительной техники - персональные компьютеры представляют собой вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного рабочего места управленческого работника.
Наиболее популярными являются IВМ РС и совместимые с ними, а также персональные компьютеры Масintosh фирмы Арр1е.
Более подробную информацию по данному средству Вы сможете найти на диске по обучению первоначальных навыков работе на персональном компьютере, входящим в «портфель», а также в следующих литературных источниках:
Корпоративные компьютеры.
Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или mainframe) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих управленческих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов.
Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, к которому подсоединяется большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, устройство позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В принципе, в качестве рабочих мест, подсоединенных к центральному блоку корпоративного компьютера, могут быть использованы и персональные компьютеры.
Область использования корпоративных компьютеров - реализация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях, организация различных информационных систем, обслуживающих большое количество пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов для оказания транспортных услуг населению и т.п.).
Суперкомпьютеры
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях деятельности, в фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды.
Данная классификация достаточно условна, поскольку интенсивное развитие технологий производства электронных компонентов и значительный прогресс в совершенствовании архитектуры компьютеров и наиболее важных составляющих их элементов приводят к размыванию границ между указанными классами средств вычислительной техники.
Рассмотренная классификация учитывает только автономное использование вычислительных систем. В настоящее время преобладает тенденция объединения разных вычислительных систем в вычислительные сети различного масштаба, что позволяет интегрировать информационно-вычислительные ресурсы для наиболее эффективной реализации информационных технологий.
Средства коммуникационной техники включают (рис.5):
Средства коммуникационной техники | |
---|---|
|
|
Многомашинный вычислительный комплекс | Компьютерные (вычислительные) сети |
Рисунок 5. Средства коммуникационной техники.
Многомашинный вычислительный комплекс.
Многомашинный вычислительный комплекс - группа электронно вычислительных машин, объединенных с помощью специальных средств сопряжения и выполняющих совместно единый информационно-вычислительный процесс.
Многомашинные вычислительные комплексы могут быть:
Нужно сказать, что очень часто понятие «сеть» смешивают с понятием «удаленный доступ к центральной ЭВМ».
В России много фирм, которые предлагают сетевые технологии. Однако большинство из них все же не организует сетевые системы, а лишь предоставляют удаленный доступ к центральному компьютеру, когда к машине большой мощности по телефонным проводам через модем подсоединяются пользовательские компьютеры. В сегодняшнем понимании компьютерная сеть - это сложная структура, основанная на трех принципах:
Компьютерная сеть.
Компьютерная сеть (КС) (сеть ЭВМ) (computer network) – сеть передачи данных, в одной или нескольких узлах которой размещены ЭВМ.
В практике объединение компьютеров в сеть позволяет использовать пользователям совместно:
Компьютерные сети характеризуются структурой и классификацией.
СТРУКТУРА КС
В структуре компьютерной сети должны обязательно присутствовать следующие компоненты (рис.6)
Обязательные компоненты компьютерной сети | ||
---|---|---|
|
|
|
Протокол | Канал | ЭВМ |
Протокол реализуется:
|
Виды каналов в сети:
Из них магистральные каналы (между хост-ЭВМ) 1-3 вид; 2, 4, 5 вид для глобальных сетей |
Классы ЭВМв сети: 1.Основная ЭВМ: 1.1.Абонентская (Клиент) 1.2. Терминал (ЭВМ пользователя для вв/в информации) 2. Вспомогательная ЭВМ: 2.1. Коммутационная (host-ЭВМ) 2.2. Сервер (особые требования к ЭВМ): различают сервер сетевой, терминальный, БД, файл-сервер, сервер доступа, факс-сервер, сервер печати Функции ЭВМ в сети:
|
Рисунок 6. Обязательные структурные компоненты компьютерной сети.
Для передачи информации по коммуникационным линиям данные преобразуются в цепочку следующих друг за другом битов (двоичное кодирование с помощью двух состояний: «0» и «1»).
Передаваемые алфавитно-цифровые знаки представляются с помощью битовых комбинаций. Битовые комбинации располагают в определенной кодовой таблице, содержащей 4-,5-,6-,7- или 8-битовые коды.
Количество представленных знаков в коде зависит от количества битов, используемых в коде: код из четырех битов может представить максимум 16 значений, 5-битовый код - 32 значения, 6-битовый код - 64 значения, 7-битовый - 128 значений и 8-битовый код - 256 алфавитно-цифровых знаков.
Чтобы информация была правильно понята получателем, необходимо отправителю и получателю договориться о некоторых правилах передачи информации. Для каждой ЛВС устанавливается протокол передачи данных.
Протокол – это набор правил и описаний, регулирующих передачу информации между ПК.
Часть протоколов реализуется программно (сетевой операционной системой), часть - аппаратно. Для стандартизации протоколов была создана Международная организация по стандартизации - ISO (International Stendards Organization). Она ввела понятие архитектуры открытых систем, что означает возможность взаимодействия систем по определенным правилам, хотя сами системы могут быть созданы на различных технических средствах открытых систем - OSI (Open Sistems Interconnection).
В большинстве современных протоколов имеются средства исправления ошибок, причем в каждом – свои.
Наиболее популярными сетевыми протоколами на сегодняшний день являются: TCP\IP, Х25
Наибольшее распространение получили конкретные реализации методов доступа: Ethernet, Arcnet, Token-Ring
Каждая узловая ЭВМ выполняет в сети две функции:
Поток сообщений канала (его нагрузка) называется трафиком.
Все ЭВМ, объединенные в сеть делятся на основные и вспомогательные.
Основные ЭВМ - это абонентские ЭВМ (клиенты) и терминалы. Они выполняют все необходимые информационно-вычислительные работы и определяют ресурсы сети.
Клиент - приложение, посылающее запрос к серверу. Он отвечает за обработку, вывод информации и передачу запросов серверу. В качестве ЭВМ клиента может быть использована любая ЭВМ.
Терминал – это оконечное устройство, предназначенное для ввода или вывода информации.
В сети основные ЭВМ выступают как элементы абонентской системы.
Абонентская система - это совокупность ЭВМ, программного обеспечения, внешних устройств, терминалов, средств передачи информации и самих пользователей (абонентов), выполняющих прикладные процессы.
Подключение абонентских систем к каналу осуществляется с помощью рабочей станции, которая и выполняют все работы по пересылке данных между системами.
Число станций, подключаемых к каналу, должно соответствовать его пропускной способности.
Вспомогательные ЭВМ делятся на серверы и коммуникационные машины (host-ЭВМ).
Сервер - персональная или виртуальная ЭВМ, выполняющая функции по обслуживанию клиентов и распределяющая ресурсы системы: принтеры, базы данных, программы, внешнюю память и д.р.
Сетевой сервер поддерживает выполнение функций сетевой операционной системы. Сетевой сервер отличается от обычного компьютера большей производительностью и емкостью памяти, а также специфическим программным обеспечением.
Терминальный сервер - выполнение функций многопользовательской системы. Сервер баз данных обеспечивает обработку запросов к базам данных в многопользовательских системах.
Он является средством решения сетевых задач, в которых ЛС используются для совместной обработки данных, а не просто для организации коллективного использования удаленных внешних устройств.
Большая часть серверов в сети называется файловыми серверами. Файловый сервер - это персональный компьютер, на котором установлена сетевая операционная система и который содержит центральное устройство внешней памяти (обычно жесткие диски).
Кроме файлового сервера в сети могут использоваться сервер доступа, факс-сервер, сервер печати. К качеству и мощности серверов предъявляются повышенные требования, а в роли хост-машины (коммутационной) могут выступать любые ПЭВМ.
Host-ЭВМ - ЭВМ установленная в узлах сети, решающая вопросы коммутации в сети.
Коммутационная сеть образуется множеством серверов и host-ЭВМ, соединенных физическими каналами связи, которые называют магистральными. В качестве магистральных каналов используются коаксиальные, оптоволоконные кабели и кабели типа витая пара.
Все вспомогательные средства в сети образуют коммуникационную подсеть. Коммуникационная подсеть - это ядро сети, представляющее совокупность физической среды передачи данных (кабелей, проводов и т. д.), аппаратных и программных средств, обеспечивающих взаимодействие абонентских систем.
Структуру компьютерной сети можно представить так
КЛАССИФИКАЦИЯ КС
По размеру различают следующие классы компьютерных сетей (рис.8 )
Компьютерные сети | ||
---|---|---|
|
|
|
Локальные вычислительные сети | Корпоративные вычислительные сети | Глобальные вычислительные сети |
Рисунок 8. Классы компьютерных сетей по размеру.
Можно выделить следующие классы локальных вычислительных сетей (рис.9)
По типам организации работы | |
---|---|
|
|
Равноправные (одно-ранговые) ЛВС | ЛВС с выделенными файловыми серверами (централизованные) |
По способу соединения компьютеров в сети (по топологии) | |||
---|---|---|---|
|
|
|
|
ЛВС с кольцевой топологией | ЛВС с шинной топологией | ЛВС со звездообразной топологией | ЛВС со смешанной топологией |
Рисунок 9. Классификация локальных сетей.
Дополнительно о компьютерных системах вы можете узнать из следующих литературных источников:
К средствам организационной техники относится достаточно большой перечень технических средств, устройств и приспособлений, начиная от карандашей и заканчивая сложными системами и средствами передачи информации.
Для оптимизации процесса выбора технических средств офиса необходимо учесть целый ряд факторов, влияющих на процедуру выбора:
Можно выделить следующие классы средств оргтехники:
Дополнительно с этими средствами оргтехники Вы можете ознакомиться в книге:
На рисунке 10 представлена классификация программных средств информационных технологий.
Программные средства информационных технологий | |
---|---|
|
|
Системные программы | Прикладные программы |
|
|
Тестовые и диагностические программы | Системы подготовки текстовых документов |
Антивирусные программы | Системы обработки финансово-экономической информации |
Операционные системы | Системы управления базами данных |
Командно-файловые процессоры | Личные информационные системы |
Системы подготовки презентаций | |
Системы управления проектами | |
Экспертные системы и системы принятия решений | |
Системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления | |
Прочие |
Рисунок 10. Классификация программных средств информационных технологий
Система организационно-методического обеспечения представлена на рис.11.
Организационно-методическое обеспечение ИТ | ||
---|---|---|
Нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и других документов в рамках конкретной функции обеспечения управленческой деятельности | Инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности работы и по условиям поддержания нормативной работоспособности оборудования | Инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы управленческого и технического персонала в рамках конкретной ИТ обеспечения управленческой деятельности |
Рисунок 11 . Состав организационно-методического обеспечения информационных технологий
Резюме: Итак, структура АИТ может быть представлена следующей обобщенной схемой (рис.12)